О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей

Фоков Анатолий Павлович,
доктор юридических наук, профессор
Российский судья,
№8 2012

Конституция Российской Федерации устанавливает общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются составной частью правовой системы страны, в том числе и в сфере прав потребителей (ст. 15).

Различные правоотношения, в которые вступают потребители, могут регулироваться и нормами между-народного права, содержащимися в различных между-народных договорах и соглашениях Российской Феде-рации. В то же время в рамках международного права могут быть установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в национальном законодательстве, в этом случае применяются нормы международного права.

Основным международным правовым документом является Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 «Руководящие принципы для защиты прав потребителей». В ней содержится перечисление законных нужд потребителей, на удовлетворение которых направлены законные принципы:

  • защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности;
  • содействие экономическим интересам потреби-телей и защита этих интересов;
  • доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора товара в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;
  • просвещение потребителей;
  • наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей;
  • свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

В международном праве существуют общепринятые акты, которые содержат нормы в области охраны прав потребителей.

Так, Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 г. (с изм. и доп.), устанавливает правила об ответственности перевозчика (гл. 3), защищая тем самым права пассажиров при осуществлении международных воздушных перевозок.

Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 г. и Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 25 января 2000 г. регулируют не только вопросы защиты прав потребителей, но и определяют условия, при которых защита осуществляется.

Для достижения указанных целей задолго до под-писания международных договоров в данной области решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 г. была выработана Конвенция взаимного правового регули-рования хозяйственных отношений и выравнивания условий хозяйственной деятельности государств — членов Экономического союза.

Закон Российской Федерации (далее — Закон) от 7 февраля 1992 г. N9 2300-1 «О защите прав по-требителей» (с изм. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2            ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3               июня, 23 ноября 2009 г.) является основополагающим в области защиты прав потребителей.

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Закон дает основное понятие потребителя — гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Понятие изготовителя в Законе определяется как изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель — это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец — это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Стандарт — государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Так или иначе, но современное состояние экономики, вступление страны во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) предлагает отечествен-ному законодателю постоянно усовершенствовать законодательство о защите прав потребителя, в том числе и основные понятия, приблизив их к нормам международного права.

Необходимость усовершенствования Закона направлена на защиту интересов практически всего населения страны, и его новая редакция наглядно показывает, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

В современных условиях ориентация экономики на нужды человека требует максимального расширения прав потребителей и, главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Действующий Закон о защите прав потребителей постоянно корректируется в сторону усиления социальных гарантий граждан, повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, способствует повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Наряду с расширением прав потребителей, Закон установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций. Произошли и существенные изменения в представлении о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушения прав потребителей и многие иные.

В условиях эффективного развития рыночных от-ношений со времени принятия Закона о защите прав потребителей произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что требует не только внесения изменений и дополнений в Закон, но и соответствующих коррективов в новый Гражданский кодекс.

Повышение гарантий и эффективности средств защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений при соблюдении требований закона о защите прав потребителей является задачей судопроизводства.

Поэтому, Президиум Верховного Суда Российской Федерации 1 февраля 2012 г. утвердил Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел.

Указанный Обзор явился предпосылкой после-дующего Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (Российская газета. 2012.11 июля. №156(5829)).

" Тем не менее уже в Обзоре Верховный Суд Российской Федерации дал разъяснения нижестоящим судам общей юрисдикции по целому ряду вопросов, которые необходимо было учитывать при рассмотрении дел связанных с защитой прав потребителей.

  1. Действие законодательства о защите прав потребителей распространяется на правоотношения сторон, договоры об оказании гражданам туристских услуг.
  2. Правовые последствия нарушения договора об оказании посреднических услуг, хотя и не содержащие условия о стоимости таких услуг, разрешаются законодательством о защите прав потребителей.
  3. Действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям является незаконным.
  4. Неправильное применение правил исчисления неустойки за просрочку выполнения требований потребителя незаконно.
  5. Размер штрафа, взыскиваемый при отказе исполнителя добровольно удовлетворить требования потребителя, подлежит снижению в случае уменьшения общей суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
  6. К отношениям, возникающим из договора, заключенного между гражданином-инвестором, являющимся участником долевого строительства многоэтажного дома, в целях приобретения в собственность жилого помещения для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, применяется законодательство о защите прав потребителя.
  7. Удовлетворение судом иска потребителя о взыскании стоимости невыполненных работ и неустойки с застройщика влечет наложение на ответчика штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требования удовлетворить законные требования потребителя.
  8. Необоснованное приостановление производства по делу о защите прав потребителя нарушает право потребителя на судебную защиту.
  9. Бремя доказывания лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации, уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
  10. В споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец доказывает отсутствие в товаре недостатков либо возникновение недостатков не по его вине.

Таким образом, руководствуясь ст. 126 Конституции Российской Федерации, ст. 9, 14 ФКЗ от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции», в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей, а также учиты-вая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал соответствующие разъяснения в Постановлении от 28 июня 2012 г. № 17.