Элементы механизма правового регулирования жилищных отношений

Бакирова Елена Юрьевна,
доцент кафедры гражданского права
Белгородского государственного
национального исследовательского
университета кандидат юридических наук,
доцент
Гражданское право
№4 2012

Социальная значимость той или иной правовой категории или понятия может быть определена только через обозначение их роли и места в механизме правового регулирования соответствующих общественных отношений, что сводится к проблемам его содержания и элементов.

Раскрывая содержание механизма правового регулирования, С.С. Алексеев пишет, что юридические нормы, индивидуальные государственные веления, правовые отношения и, наконец, акты психологического отношения к праву тех или иных лиц — все это характеризует единый функционально согласованный механизм правового регулирования 1. Особенность такого подхода состоит в ярко выраженном институционализме при определении содержания механизма правового регулирования, что сводится к концентрации внимания на материально-правовых аспектах механизма и включению в его состав правоотношения как системы взаимосвязанных прав и обязанностей. При таком подходе в состав механизма правового регулирования включаются и такие элементы, как пути правового регулирования, в частности, предоставление права, возложение обязанностей, угроза применения мер принуждения 2 . Тем самым в механизме правового регулирования выделяется методологический аспект его содержания.

1Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 6.
2 Тоже. С. 22.

 Механизм правового регулирования рассматривается и в качестве комплекса различных по своей юридической природе, но взаимосвязанных и взаимообусловленных юридических средств и способов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений 3. К числу таких способов и средств относятся нормы права, юридические факты, субъективные права и обязанности, различные формы реализации права, меры правового воздействия на субъектов права, правосознание, режим законности. Здесь явным образом выражены идеи взаимосвязи и взаимообусловленности элементов механизма правового регулирования и выделяются предметный и методологический аспекты содержания механизма правового регулирования. Например, С.Г. Дробязко в содержании механизма правового регулирования выделяет элементы-факторы и к числу важнейших из них относит: общественные отношения и правоотношения, изучаемые сквозь призму философских и социально- экономических представлений о закономерностях развития общества; метод правового регулирования 4 . Встречается и еще более целенаправленное выделение в качестве системоформирующего элемента механизма правового регулирования методологического аспекта его содержания.

3Общая теория государства и права: учеб. пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский ; под общ. ред. проф. B.         А.      Кучинского. Минск, 2002. С. 532.
4 Витушко В.А. Современное состояние теории механизма правового регулирования экономических отношений // Вестн. молодеж. науч. о-ва. 2001. Ns 4. С. 10.

Что касается выделения познавательного аспекта в содержании механизма правового регулирования, то на первый взгляд это может показаться неудачным. Учитывая, что в составе элементов механизма правового регулирования выделяется его субъектный состав со своим психологическим отношением к правовому регулированию, а также правоохранительная система, включающая судебную власть, а весь процесс правового регулирования есть процесс волевой и творческий 5, подключение арсенала научных методов познания процессов, происходящих в механизме правового регулирования общественных отношений, уместно. Тем более что в теории права до этого уже было отмечено: между юридическими нормами и практическим эффектом, к которому законодатель стремится, существует не непосредственная, а косвенная связь, в качестве одного из опосредствующих звеньев которой выступает поведение людей 6 . А методы познания — это одновременно и методы сознательного правоустановления и правореализации, особенно при толковании права. Правомерное поведение людей всегда обусловлено множеством факторов, в том числе факторами культурологического и научного свойства.

5Муромцев С.А. Избранные труды по римскому и гражданскому праву. М., 2004. С. 61, 532 и др.
6       Иоффе О.С. Юридические нормы и человеческие поступки // Актуальные вопросы советского гражданского права. М., 1964. С. 12.

Обращая внимание на методологический аспект содержания механизма правового регулирования общественных отношений, указывают на его традиционные элементы, а именно дозволения, запреты и предписания. Среди способов реализации права указываются такие, как осуществление дозволенной деятельности, воздержание от запретов, применение права, исполнение права, использование права и др 7.  Особо выделяется метод поощрений в правоприменении 8. Не менее интересным является и выделение в механизме правореализации, рассматриваемом как целостное образование, неразрывных связей координации и субординации 9. Тем самым подчеркивается взаимосвязь общественных отношений и правоотношений, подчиненных различным методам регулирования. В рамках отраслевых правовых исследований такие подходы ведут к выводам о единстве и взаимодополнении механизма государственного управления и механизма самоуправления 10. В рамках цивилистической науки в процессе правореализации особо выделяются средства охраны и способы защиты субъективных гражданских прав 11. Это значительно расширяет содержание механизма правового регулирования. Наконец, надо заметить, что понятие механизма регулирования используется не только в юриспруденции, но и представителями других общественных наук, в том числе экономических 12 .

7       Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.C.       51-55.
8      Пронина М.Г. Обеспечение исполнения норм гражданского права. Минск, 1974. С. 35 и др.
9       Решетов Ю.С. Механизм реализации советского права. М., 1986. С. 41.
10Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. С. 8.
11    Гражданское право России. Общая часть : курс лекций / отв. ред. проф. О.Н. Садиков. М., 2001. С. 558
12      Лученок А.И. Экономический механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Минск, 2000. С. 5.

Термин «механизм правового регулирования» отражает статику и динамику права. Но по своему содержанию механизм правового регулирования — это гораздо более емкое явление, поскольку оно включает еще такие элементы, как правоотношения, их субъектный состав, психологическое и познавательное отношение к праву, толкование права, правоохранительную систему и иные, которых нет в содержании понятия «система права». Поэтому понятие механизма правового регулирования, как уже было сказано, не за-меняет собой понятия системы права. Каждое из этих понятий занимает свое место в системе правовых понятий.

На нынешнем этапе развития общества и юриспруденции главным направлением раскрытия содержания механизма правового регулирования должно стать не столько расширение числа его элементов, сколько углубленное изучение этих элементов, способов и средств правового регулирования. В этой связи актуальными остаются, в частности, такие фундаментальные вопросы, как определение понятий права и правового регулирования, системы норм современного права, содержания субъективных прав и обязанностей, современной правовой методологии и др. Например, предполагается, что современное праворегулирование наиболее эффективно при сочетании права и других социальных регуляторов 13 .

13   Венгеров А.Б. Система социальных регуляторов и эффектив¬ность общественного воспроизводства // Тр. Всесоюз. науч,- исслед. ин-та совет, законодательства. 1984. Ns 29. С. 38.

Отмеченное положение особенно удачно раскрывает специфику правового регулирования жилищных отношений. Весьма показательными в этом смысле можно считать нормы гражданского права (например, ст. 333 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.), а также жилищного права (см., например, ст. 98 Жилищного кодекса РСФСР 1984 г.), в которых законодатель ссылался на нарушение виновным лицом правил социалистического общежития как на основание выселения без предоставления другого жилого помещения за не-возможностью совместного проживания с этим лицом в одной квартире или в одном доме. Сочетание права и других социальных регуляторов может быть внешним по отношению к праву, когда право и другие регуляторы используются как самодостаточные системы. Но такое сочетание может быть и внутренним, когда другие социальные регуляторы вплетены в право и стали правовыми с формальной точки зрения, сохраняя генетические особенности и признаки своих регулятивных систем. Так, если в приведенном нами примере сочетание правовых норм и других социальных регуляторов, в частности, правил социалистического общежития, как раз и было внешним по отношению к праву, то в ч. 2 ст. 98 действующего Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) понятие невозмож-ности совместного проживания детей и родителей, лишенных родитёяьских прав, уже не связано прямо с нарушением правил общежития, хотя такая привязка, несомненно, существует и является примером более тонкого подхода законодателя к регулированию жилищных отношений, а именно внутреннего характера сочетания права с другими социальными регуляторами.

Особое значение в механизме правового регулирования приобретают нормы-принципы как вид норм прямого действия 14 . Регулятивное действие принципов жилищного права вытекает из смысла ст. 1 ЖК РФ, а использование таких источников права, как принципы, позволяет широко пользоваться не только аналогией закона, но и аналогией права, что закреплено основными нормативными правовыми актами практически всех отраслей права, где допустимо применение аналогии, в том числе в ст. 7 действующего ЖК РФ.

14Щенникова Л.В. Справедливость и добросовестность в гражданском праве России : (несколько вопр. теории и практики) // Государство и право. 1997. № 6. С. 119-121 ; Толстик В.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Журн. рос. права. 2000. № 8. С. 67-77; Кононов А.Л. Об общих принципах права во французской и бельгийской судебной практике по административным делам //Государство и пра¬во. 2001. Ns 3. С. 82-87 ; Бахин С.В. Принципы права международной торговли // Правоведение. 2001. Ns 4.
С.      197-219 ; Нешатаева Т. Суд и общепризнанные прин¬ципы и нормы международнбго права //Хозяйство и право. 2004. Ns 5. С. 121-129 и др.

Использование нормопринципов позволяет также применять индивидуальные оценки к конкретным правоотношениям, т.е. индивидуализировать праворегулирование, в том числе правоприменение. Поскольку правоустановление и праворегулирование являются сознательной творческой деятельностью, то важным элементом механизма правового регулирования является толкование права. Процесс толкования права на законодательном уровне в России не урегулирован, если не считать отдельных исключений, например, ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации о толковании договора. Поэтому доктринальное решение основных вопросов толкования права сохраняет свое решающее значение в механизме правового регулирования общественных отношений. Так, длительное воздействие на жилищные отношения способа предписаний и запретов, самодовлеющая роль ордера на жилое помещение как единственного основания для вселения в него, формальный характер договора найма жилого помещения, явно подозрительное отношение к договору поднайма как к способу извлечения нетрудовых доходов, отношение к временным жильцам как к потенциальным «захватчикам» жилого помещения в случае его освобождения — все это привело к внутреннему отрицанию договорного характера между нанимателем и временными жильцами. Следствием такого толкования норм жилищного права является традиционно настороженный взгляд современного законодателя на временных жильцов, несмотря на демократизацию всех сфер жизни общества, в том числе жилищной сферы. Такой взгляд проявляется в ограничении времени проживания временных жильцов шестимесячным сроком, что лишено всякого здравого смысла и не поддается разумному объяснению в современных условиях, когда действие договора социального найма практически исключает возможность самоуправного завладения жилым помещением со стороны лиц, проживающих в нем в качестве временных жильцов.

Исходя из этого, механизм правового регулирования жилищных отношений можно определить как взятую в единстве систему способов и правовых средств, при помощи которых обеспечиваются: баланс публичных и частных интересов субъектов жилищных правоотношений; оптимальное соотношение их императивного и диспозитивного регулирования с преимуществом (там, где это возможно) диспозитивного правового воздействия на жилищные отношения; допустимость и значимость одновременного нормативно-правового регулирования и индивидуального саморегулирования этих отношений; ограничение сферы запретов.